Наши за рубежом: Лада&Канада

Бывшие наши сограждане увезли в эмиграцию душевное пристрастие ко многому, что осталось на родине, в том числе неравнодушие к российским автомобилям. Их судьба волнует и канадца Юрия Воронцова.

На дорогах Канады машина с шильдиком Lada – редкость. Но 30 лет назад перспективы казались радужными. Во всяком случае, Питер Деннис, президент Lada Cars of Canada, Inc., был тогда полон оптимизма. И даже заявил, что за пару лет «Лада» без труда перекроет импорт 250 тысяч автомобилей из Европы и Японии. А вслед за вазовскими моделями канадцы, дескать, начнут скупать в СССР телевизоры, радиоприемники и прочие предметы домашнего обихода.

Если в отношении телевизоров Питер Деннис явно погорячился, то к покупке русских автомобилей Канада оказалась неплохо подготовленной. Дело в том, что в 1970-е львиную долю местного автопарка составляли американские модели длиной под 6 метров и весом 2 тонны, типичным двигателем той поры был бензиновый V8 объемом 5–6 литров – и принятые тогда новые нормы по выбросам, а также топливные кризисы 1973 и 1979 годов нанесли серьезный удар по этим дорожным гигантам. Неудивительно, что канадцы вместе с американцами обратили свой взор на гораздо более компактные и, главное, экономичные японские и европейские модели. Появившиеся в продаже «фиаты», «пежо» и «рено», доселе практически неизвестные в Канаде, смотрелись как некая экзотика. Заморское чудо приобретали в качестве второго или третьего автомобиля в семье и здорово экономили на бензине. Но о том, что «чудо» может оказаться менее надежным, чем привычные модели, канадцы еще не догадывались. И в конце 1979 года дилеры «Лады» начали продажи советских малолитражек.

Газета New York Times вышла тогда со статьей под кричащим заголовком из серии: «Русские пришли!». Первой на канадском рынке появилась «шестерка» ВАЗ-2106, чуть позже – «Нива». Именно маленькому вседорожнику удалось завоевать сердца и кошельки канадских покупателей: в течение первых двенадцати месяцев было продано более 12 тысяч таких машин!

Читаем отзыв счастливого обладателя «Нивы» 1982 года выпуска. М-да… «Машина не просто надежна – она красива, многие поворачивают голову мне вслед. Редкая заправка на бензоколонке обходится без выразительно поднятого вверх большого пальца или возгласов «красавица!». А вот другой комментарий: житель прерий купил для своей фермы подержанную «Ниву» 1990 года за 300 долларов, затем потратил еще около тысячи на ремонт и окраску, после чего также нахваливает свое приобретение. В первые недели его трижды (!) останавливали местные полицейские – мол, что это за марка такая? Фермер добавил, что в его гараже стоят… еще три «Нивы» 1982 года.

Понятно, что без насмешек не обошлось. Дескать, «Ладу» покупают потому, что она работает на водке! Не секрет, что ее владельцам часто приходилось заглядывать под капот, регулировать карбюратор, менять свечи и все такое. Но те, кто приобретали этот незамысловатый автомобиль, изначально были энтузиастами, а потому делали все это охотно. Русскую машину покупали не умом, а сердцем. Да, не больно комфортная и не особенно надежная, но зато на ней всегда можно перемахнуть через любой сугроб…

Кроме «шестерки» и «Нивы», канадцы покупали модели 2104 (Signet), 2105/2107 (Riva) и, наконец, переднеприводные 2108/2109 (Samara). Легковые «лады» оказались менее популярны, чем SUV Niva, а их владельцы уже всерьез морщились от неудобных сидений и скрипящего пластика. Но, тем не менее, таким машинкам прощалось многое. Читаем очередной отзыв тех лет: на «Самаре» слишком быстро износились тормозные накладки, порвались чехлы ШРУСов, на задней двери и колесных арках проступила ржавчина, омыватель вышел из строя, глушитель продырявился, отопитель плохо работает, салон скрипит и шумит… А итоговая оценка при этом, представьте себе, все равно положительная! И все потому, мол, что автомобиль столь древней конструкции легко починить на коленке!

Недавно, отдыхая на севере провинции Онтарио, в небольшом городке Халлибёртон я вдруг увидел ВАЗ-2104 (по-местному – Riva Wagon), перекрашенный обычной малярной кистью в темно-зеленый цвет. Это типичный подход к такому авто: едет – и ладно, остальное не имеет значения! Но энтузиазм неприхотливых владельцев явно угасал – постоянные сетования на заклинившие двери, отказавшие тормозные цилиндры, прогнившие кузова и отвалившиеся глушители делали свое дело. И даже когда выяснялось, что развалившаяся начисто «Самара» пробежала перед этим 200 тысяч километров, ее владелец кивал на стоящую рядом «Тойоту», которая на десять лет старше, но выглядит куда более пристойно…

Надо сказать, дилеры очень старались довести русский автомобиль до стандартов Канады. На «лады» устанавливали кондиционер, магнитофон, а в последние годы – современные аудиосистемы с CD-проигрывателем и шестью динамиками. Колеса украшали хромированными колпаками, в крышу врезали люк. Но ставка на Самоделкиных оправдывалась все хуже. Известный канадский журналист Дон Питтис, купивший в свое время «Ладу», ехидно заметил, что авто было оборудовано всевозможными примочками – и даже сиденьями! А купил его, дескать, по единственной причине – из-за дешевизны. Главный недостаток машины – репутация. Дошло до того, что, когда хозяин договорился отдать ее на свалку за 25 долларов, водитель эвакуатора наотрез отказался дать больше десятки. Пришлось согласиться.

«Лады» продавали в Канаде вплоть до 1997 года. Правда, в 1996-м покупателя нашла 981 машина, а в 1997-м – 646. Всего же в стране продавалось тогда около полутора миллионов автомобилей в год.

В 1996-м, когда я приехал в Канаду, на дорогах еще можно было встретить «лады» – в основном «Ниву» и «Самару», – но очень редко. Я как-то подсчитал, что количество «лад» на дорогах примерно равно числу «роллс-ройсов». А в последние годы нашу марку и вовсе вытеснили с рынка стремительно ворвавшиеся на него «корейцы»: «Дэу», КИА и «Хёндай». Они были дороже, но современнее, производители и дилеры предложили лучший сервис, большее разнообразие моделей и уровней отделки.

После окончания продаж «лады» быстро исчезли из виду вследствие их недолговечности. Министерство транспорта Канады собрало интересные данные о количестве эксплуатируемых автомобилей, выпущенных не позже чем десять лет назад. Среди авто марки «Порше», чей возраст составляет от 10 до 15 лет, на ходу еще 98%, «Вольво» – 87%, БМВ – 84%, «Мерседес-Бенц» – 83%, «Кадиллак» – 75%, КИА – 33%. А среднее для всех марок значение – чуть больше 60%. Что касается «Лады», то для нее этот показатель равен, увы, лишь 5%.

Дольше они не живут.

Подпишитесь на «За рулем» в